v1100.dtn.ru

Главная -> Статьи -> "Интеллект и творчество в истории цивилизации"


Фрагмент статьи Ф. К. Дмитриевского "Интеллект и творчество в истории цивилизации".


Фрагмент был адаптирован для более удобного прочтения. Содержание не изменено. Оригинал статьи находится здесь: http://longrifle22.ru/vesti/int_i_tv.txt

Ф. К. Дмитриевский

Интеллект и творчество в истории цивилизации.

(избранный фрагмент)


<...> Итак, рассматривая человеческое творчество как процесс, который достигает своих наиболее удивительных, чудесных форм только в определенные моменты, когда творец достигает апогея напряжения мысленных и духовных сил, мы понимаем, что таковой момент может быть достигнут только тогда, когда некое событие, некое потрясение, воздействует на автора. Обыденность не может повлиять на творца так, что он придет к идее, образу, который станет новым великим творением человеческой культуры. Для синтеза новой идеи человеку необходима некая моральная встряска. Подобно ситуации, когда человек заходит в неизвестную комнату, он познает ее, он оперирует реальными предметами - до тех пор, пока не узнает этой комнаты в достаточной степени. А когда он ее узнает - он пользуется уже не реальными предметами, а своим знанием. Поэтому, новое знание может появиться только в двух случаях - либо когда человек заходит в эту комнату - и тогда новое помещение отрывшееся перед ним, новое знание, станет тем спусковым механизмом, которое позволит сформироваться новой идее, либо если некое изменение положения вещей внутри комнаты ему хорошо известной, внезапно понятое им положение, позволит ему переинтерпретировать то, что он знал до этого момента. Внезапное изменение порядка вещей, может быть еле заметное, может быть просто взгляд с другой точки зрения - вот что может вызвать то, что иногда величают «сатори» - состояние просветления, или просто интуитивное озарение, приходящие к человеку в момент напряжения моральных и интеллектуальных сил, или же - просто приходящее.
Впрочем, в мире психологии есть мнение (в некоторой степени подтверждаемое экспериментально), что состояние озарения можно получить и искусственно, при помощи гипноза или самогипноза. Но возникает вопрос - насколько такое «состояние озарения» является продуктивным - неужели человек способный вызывать у себя это состояние множество раз на дню будет более «продуктивен» в интеллектуальном плане (если конечно вообще можно вести речь о «продуктивности» мыслительного процесса в каких бы то ни было целях), чем человек, озарения которого вызвано некоей естественной психологической необходимостью, протекающей без каких либо «подталкиваний» путем вмешательства в естественный процесс мышления. Понятно, что все зависит прежде всего от личности человека и его интеллектуальных и психических особенностей, но являются ли оба таких состояния - естественное интеллектуальное озарение и озарение, вызванное искусственно, в результате плодотворной работы мысли равноценными? Ответ на этот вопрос важен для нашего понимания процесса творческого мышления, однако задача этой статьи прежде всего показать мнение автора, которое заключается в том, что во всяком случае, практически все наивысшие моральные и культурные ценности человечества (в отличие, например, от научных) в той или иной степени были созданы именно под воздействием эмоционального потрясения. Иногда причиной подобных потрясений было воздействие на творца определенных веществ, в том числе и наркотической природы (впрочем, воздействие на творчество таких веществ вообще заслуживает отдельной статьи и здесь подробно рассматриваться не будет), однако чаще всего такие потрясения вызываются личными переживаниями. Отсюда возникает и общее соображение - выходит так, что большинство культурных, интеллектуальных шедевров человечества в разных областях обязаны своему появлению прежде всего эмоциональным переживаниям авторов, как счастливым переживаниям, так и переживаниям связанным с отрицательными эмоциями, и как бы ни было аморально подобное суждение - я прихожу к выводу, что прежде всего именно последние - негативные переживания - являются двигателем интеллектуального и культурного прогресса человечества. Отрицательные эмоции и угнетенное состояние духа, психологический кризис - эмоциональные явления которые способствуют концентрации на внутренних, духовных переживаниях, и как следствие, приводят к духовному и интеллектуальному прогрессу идей, генерируемых личностью. <...>


Рейтинг@Mail.ru
AIMP.ru
наверх
на главную